Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 22 июля 2011 г. N 5/34182

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

19 июля 2011 г. N 972

 

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКАЗА НА ПОДГОТОВКУ КАДРОВ

 

На основании пункта 4 статьи 57, пункта 9 статьи 176, пункта 9 статьи 194 и пункта 9 статьи 210 Кодекса Республики Беларусь об образовании Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о порядке прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах для формирования заказа на подготовку специалистов, рабочих, служащих;

Положение о базовой организации учреждения образования;

примерную форму договора о взаимодействии учреждения образования с организацией - заказчиком кадров при подготовке специалистов, рабочих, служащих;

форму заявки на подготовку специалистов, рабочих, служащих.

2. Признать утратившими силу:

 

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2004 г. N 89 "О делегировании Министерству образования полномочий на издание нормативных правовых актов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 19, 5/13743);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2008 г. N 1546 "Об утверждении Положения о базовой организации учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического и (или) среднего специального образования" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 252, 5/28560);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2008 г. N 1547 "Об утверждении Положения о прогнозировании потребности в трудовых ресурсах для формирования заказа на подготовку рабочих, служащих и специалистов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 252, 5/28561);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 февраля 2010 г. N 274 "О внесении изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2008 г. N 1547" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 56, 5/31353).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2011 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь М.Мясникович



                                                   Постановление

                                                        Совета Министров

                                                        Республики Беларусь

                                                        19.07.2011 N 972

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ТРУДОВЫХ РЕСУРСАХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКАЗА НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

 

1. Настоящим Положением, разработанным на основании пункта 4 статьи 57 Кодекса Республики Беларусь об образовании, устанавливается порядок прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах для формирования государственными органами, подчиненными и (или) подотчетными Президенту Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами (далее - государственные органы) заказа на подготовку специалистов, рабочих, служащих <*> (далее - заказ) в государственных учреждениях высшего, среднего специального и профессионально-технического образования (далее - учреждения образования) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

--------------------------------

<*> Под служащими в настоящем Положении понимается категория работников, уровень профессиональной подготовки которых не требует среднего специального или высшего образования.

 

2. Основными задачами прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах для формирования заказа являются:

  • определение дополнительной потребности в трудовых ресурсах;
  • оптимизация подготовки кадров путем установления учреждениям образования контрольных цифр приема на основании заказа с учетом возможностей учреждений образования и демографической ситуации;
  • эффективное использование трудовых ресурсов.

3. В заказе определяются прогнозируемые государственными органами объемы и структура подготовки кадров (выпуск из учреждений образования) по специальностям (направлениям специальностей, специализациям), квалификациям (профессиям рабочих, должностям служащих) для организаций, заинтересованных в подготовке кадров (далее - организации), в учреждениях образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов на основании заявленной организациями дополнительной потребности в трудовых ресурсах.

Для целей настоящего Положения дополнительная потребность в трудовых ресурсах определяется как потребность в выпускниках учреждений высшего, среднего специального, профессионально-технического образования в год их выпуска для пополнения кадрового состава организаций, необходимого для развития производства, реализации инновационных проектов, включая создание новых высокотехнологичных производств, возмещения выбытия кадров.

4. Прогнозирование потребностей в трудовых ресурсах для формирования заказа осуществляется организациями, государственными органами с учетом среднегодовых показателей изменения количественного и качественного состава работников организаций, прогнозов и бизнес-планов развития организаций, прогнозов потребностей отрасли, соответствующей административно-территориальной единицы, программ развития отраслей и административно-территориальных единиц и соответствующих программ кадрового обеспечения с использованием отраслевых и региональных методик определения потребности в кадрах.

5. Государственные органы за один год до начала очередного пятилетнего периода обеспечивают прогнозирование в подчиненных организациях дополнительной потребности в трудовых ресурсах в части специалистов с высшим образованием, рабочих и специалистов со средним специальным образованием на десятилетний период, в части рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием - на пятилетний период.

6. Государственные органы вправе привлекать к прогнозированию потребностей в трудовых ресурсах организации с долей собственности государства в их уставных фондах, а также организации частной формы собственности (с их согласия).

7. В целях формирования заказа организации до 1 января последнего года текущего пятилетнего периода представляют сведения о дополнительной потребности в трудовых ресурсах по форме согласно приложению 1 в части специалистов с высшим образованием, рабочих и специалистов со средним специальным образованием в государственный орган по подчиненности, в части рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием - в облисполкомы, Минский горисполком, на территории которых они находятся.

8. Сведения о дополнительной потребности в трудовых ресурсах (далее - сведения) уточняются государственными органами с учетом перспектив развития отраслей экономики и используются при разработке программ кадрового обеспечения.

9. Организации после уточнения государственным органом сведений подают в учреждения образования заявки на подготовку специалистов, рабочих, служащих по форме, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь, утверждающим настоящее Положение, или заключают с учреждениями образования договор о взаимодействии учреждения образования с организацией - заказчиком кадров при подготовке специалистов, рабочих, служащих (далее - договор о взаимодействии), примерная форма которого утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь, утверждающим настоящее Положение.

10. Государственные органы могут устанавливать для подчиненных организаций, организаций с долей собственности государства в их уставных фондах иной порядок представления сведений для формирования заказа.

11. На основе сведений государственные органы формируют заказ на подготовку специалистов, рабочих, служащих по уровню образования по форме согласно приложению 2 по уровням высшего и среднего специального образования на десятилетний период, по уровню профессионально-технического образования - на пятилетний период с раздельным указанием потребности в кадрах для действующих организаций и планируемых к созданию, согласовывают по уровням высшего и среднего специального образования с облисполкомами, Минским горисполкомом и до 15 февраля последнего года текущего пятилетнего периода представляют в Министерство образования, за исключением случая, предусмотренного в части второй настоящего пункта.

Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет формируют заказ в установленном ими порядке по специальностям (направлениям специальностей) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, таможенных органов.

12. Заказ определяется по специальностям (направлениям специальностей, специализациям), квалификациям (профессиям рабочих, должностям служащих), включенным в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь "Специальности и квалификации", утверждаемый Министерством образования.

Государственные органы при необходимости вносят в Министерство образования предложения о включении в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь "Специальности и квалификации" новых и (или) аннулировании невостребованных специальностей (направлений специальностей, специализаций), квалификаций (профессий рабочих, должностей служащих).

13. Прогнозирование потребностей в трудовых ресурсах и формирование заказа осуществляются с использованием автоматизированной системы, информационное наполнение и порядок функционирования которой определяются Министерством образования.

14. На основе заказа Министерство образования по согласованию с Министерством труда и социальной защиты, Министерством экономики, Министерством финансов формирует прогнозные показатели на пятилетний период по профилям (направлениям) образования, которые включаются в государственные программы развития высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.

При формировании прогнозных показателей приема на пятилетний период по профилям (направлениям) образования учитываются средние показатели отчисления студентов и учащихся за период обучения и доли выпускников, получающих право на самостоятельное трудоустройство, призываемых в Вооруженные Силы Республики Беларусь, продолжающих обучение на более высоком уровне образования (всего не более 20 процентов от заказа), а также необходимость подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики (до 50 процентов от заказа по отдельным направлениям образования).

15. Организации ежегодно при необходимости уточняют сведения и до 1 октября представляют их по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в части специалистов с высшим образованием, рабочих и специалистов со средним специальным образованием в государственный орган по подчиненности, в части рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием - в облисполкомы, Минский горисполком, на территории которых они находятся.

Одновременно с уточнением дополнительной потребности в трудовых ресурсах в случае изменения потребности в подготовке кадров организации совместно с учреждениями образования вносят изменения и дополнения в заключенные договоры о взаимодействии или поданные заявки на подготовку специалистов, рабочих, служащих (далее - заявки на подготовку кадров).

16. Государственные органы на основе уточненных сведений, представленных организациями, при необходимости корректируют заказ по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению и ежегодно до 1 ноября вносят его в Министерство образования.

17. Учреждения образования на основании заключенных договоров о взаимодействии или поданных заявок на подготовку кадров с учетом средних показателей отчисления студентов и учащихся за период обучения и долей выпускников, получающих право на самостоятельное трудоустройство, призываемых в Вооруженные Силы Республики Беларусь, продолжающих обучение на более высоком уровне образования (всего не более 20 процентов от планируемого приема), ежегодно формируют проекты контрольных цифр приема в учреждения высшего, среднего специального, профессионально-технического образования по формам согласно приложениям 3 и 4 и до 1 января представляют их учредителям.

18. Учредители учреждений образования по согласованию с Министерством образования ежегодно до 1 марта устанавливают учреждениям образования контрольные цифры приема на основании представленных ими проектов контрольных цифр приема с учетом прогнозных показателей приема на пятилетний период по профилям (направлениям) образования и уточненных сведений, за исключением случая, предусмотренного в части второй настоящего пункта.

Учредители учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования специальностей профиля образования "Здравоохранение", по согласованию с Министерством здравоохранения и Министерством образования ежегодно до 1 марта устанавливают подчиненным учреждениям образования контрольные цифры приема на основании представленных ими проектов контрольных цифр приема с учетом прогнозных показателей приема на пятилетний период по специальностям профиля образования "Здравоохранение" и уточненных сведений.

Согласование проектов контрольных цифр приема в учреждения высшего, среднего специального или профессионально-технического образования осуществляется учредителями ежегодно по форме согласно приложению 5.