Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 22 июля 2011 г. N 5/34182

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

19 июля 2011 г. N 972

 

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКАЗА НА ПОДГОТОВКУ КАДРОВ

 

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2011 г. № 1663 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 142, 5/34918);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2013 г. № 736 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.09.2013, 5/37742);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2018 г. № 19 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.01.2018, 5/44692);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2018 г. № 396 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.06.2018, 5/45221)

На основании пункта 4 статьи 57, пункта 9 статьи 176, пункта 9 статьи 194 и пункта 9 статьи 210 Кодекса Республики Беларусь об образовании Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о порядке прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах для формирования заказа на подготовку специалистов, рабочих, служащих;

Положение о базовой организации учреждения образования;

примерную форму договора о взаимодействии учреждения образования с организацией - заказчиком кадров при подготовке специалистов, рабочих, служащих;

форму заявки на подготовку специалистов, рабочих, служащих.

2. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2004 г. N 89 "О делегировании Министерству образования полномочий на издание нормативных правовых актов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 19, 5/13743);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2008 г. N 1546 "Об утверждении Положения о базовой организации учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического и (или) среднего специального образования" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 252, 5/28560);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2008 г. N 1547 "Об утверждении Положения о прогнозировании потребности в трудовых ресурсах для формирования заказа на подготовку рабочих, служащих и специалистов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 252, 5/28561);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 февраля 2010 г. N 274 "О внесении изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2008 г. N 1547" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 56, 5/31353).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2011 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь М.Мясникович



УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
19.07.2011 N 972

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ТРУДОВЫХ РЕСУРСАХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКАЗА НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

1. Настоящим Положением, разработанным на основании пункта 4 статьи 57 Кодекса Республики Беларусь об образовании, устанавливается порядок прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах для формирования государственными органами, подчиненными и (или) подотчетными Президенту Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами (далее – государственные органы) заказа на подготовку специалистов, рабочих, служащих* (далее – заказ) в государственных учреждениях высшего, среднего специального и профессионально-технического образования (далее – учреждения образования) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.


* Под служащими в настоящем Положении понимается категория работников, уровень профессиональной подготовки которых не требует среднего специального или высшего образования.

2. Основными задачами прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах для формирования заказа являются:

  • определение дополнительной потребности в трудовых ресурсах;
  • оптимизация подготовки кадров путем установления учреждениям образования контрольных цифр приема на основании заказа с учетом возможностей учреждений образования и демографической ситуации;
  • эффективное использование трудовых ресурсов.

3. В заказе определяются прогнозируемые государственными органами объемы и структура подготовки кадров (выпуск из учреждений образования) по специальностям (направлениям специальностей, специализациям), квалификациям (профессиям рабочих, должностям служащих) для организаций, заинтересованных в подготовке кадров (далее – организации), в учреждениях образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов на основании заявленной организациями дополнительной потребности в трудовых ресурсах.

Для целей настоящего Положения дополнительная потребность в трудовых ресурсах определяется как потребность в выпускниках учреждений высшего, среднего специального, профессионально-технического образования в год их выпуска для пополнения кадрового состава организаций, необходимого для развития производства, реализации инновационных проектов, включая создание новых высокотехнологичных производств, возмещения выбытия кадров.

4. Прогнозирование потребностей в трудовых ресурсах для формирования заказа осуществляется организациями, государственными органами с учетом среднегодовых показателей изменения количественного и качественного состава работников организаций, прогнозов и бизнес-планов развития организаций, прогнозов потребностей отрасли, соответствующей административно-территориальной единицы, программ развития отраслей и административно-территориальных единиц и соответствующих программ кадрового обеспечения с использованием отраслевых и региональных методик определения потребности в кадрах.

5. Государственные органы за один год до начала очередного пятилетнего периода обеспечивают прогнозирование в подчиненных организациях дополнительной потребности в трудовых ресурсах в части специалистов с высшим образованием, рабочих и специалистов со средним специальным образованием на десятилетний период, в части рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием – на пятилетний период.

6. Государственные органы привлекают к прогнозированию потребностей в трудовых ресурсах организации с долей собственности государства в их уставных фондах, а также иные организации частной формы собственности (с их согласия).

7. В целях формирования заказа организации до 1 января последнего года текущего пятилетнего периода представляют сведения о дополнительной потребности в трудовых ресурсах по форме согласно приложению 1 в государственный орган по подчиненности.

Организации с долей собственности государства в их уставных фондах, акции (доли в уставных фондах) которых не переданы в управление республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также иные организации частной формы собственности представляют сведения, указанные в части первой настоящего пункта, в облисполкомы, Минский горисполком, на территории которых они находятся, в срок, установленный в части первой настоящего пункта.

8. Сведения о дополнительной потребности в трудовых ресурсах (далее – сведения) уточняются государственными органами с учетом перспектив развития отраслей экономики и используются при разработке программ кадрового обеспечения.

9. Организации после уточнения государственным органом сведений подают в учреждения образования заявки на подготовку специалистов, рабочих, служащих по форме, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь, утверждающим настоящее Положение, или заключают с учреждениями образования договор о взаимодействии учреждения образования с организацией – заказчиком кадров при подготовке специалистов, рабочих, служащих (далее – договор о взаимодействии), примерная форма которого утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь, утверждающим настоящее Положение.

10. Государственные органы могут устанавливать для подчиненных организаций, организаций с долей собственности государства в их уставных фондах, а также иных организаций частной формы собственности (с их согласия) иной порядок представления сведений для формирования заказа.

11. На основе сведений государственные органы формируют заказ на подготовку специалистов, рабочих, служащих по уровню образования по форме согласно приложению 2 по уровням высшего и среднего специального образования на десятилетний период, по уровню профессионально-технического образования – на пятилетний период с раздельным указанием потребности в кадрах для действующих организаций и планируемых к созданию и до 15 февраля последнего года текущего пятилетнего периода представляют в Министерство образования, за исключением случая, предусмотренного в части второй настоящего пункта. Министерство образования информирует государственные органы о поступившем заказе на подготовку специалистов, рабочих, служащих по их письменным запросам.

Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет, Следственный комитет, Государственный комитет судебных экспертиз формируют заказ в установленном ими порядке по специальностям (направлениям специальностей) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, таможенных органов.

12. Заказ формируется по специальностям (направлениям специальностей, специализациям), квалификациям (профессиям рабочих, должностям служащих), включенным в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации», утверждаемый Министерством образования.

Государственные органы при необходимости вносят в Министерство образования предложения о включении в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» новых и (или) аннулировании невостребованных специальностей (направлений специальностей, специализаций), квалификаций (профессий рабочих, должностей служащих).

13. Прогнозирование потребностей в трудовых ресурсах и формирование заказа осуществляются с использованием автоматизированной системы, информационное наполнение и порядок функционирования которой определяются Министерством образования.

14. На основе сформированного государственными органами заказа Министерство образования по согласованию с Министерством труда и социальной защиты, Министерством экономики, Министерством финансов формирует прогнозные показатели приема на пятилетний период по профилям образования, которые включаются в государственную программу развития образования.

При формировании прогнозных показателей приема на пятилетний период по профилям образования учитываются средние показатели отчисления студентов и учащихся за период обучения и доли выпускников, получающих право на самостоятельное трудоустройство, призываемых в Вооруженные Силы Республики Беларусь, продолжающих обучение на более высоком уровне образования (всего не более 20 процентов от заказа), а также необходимость подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики (до 50 процентов от заказа по отдельным профилям образования).

15. Организации ежегодно при необходимости уточняют сведения и до 1 октября представляют их по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственный орган по подчиненности.

Организации с долей собственности государства в их уставных фондах, акции (доли в уставных фондах) которых не переданы в управление республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также иные организации частной формы собственности представляют сведения, указанные в части первой настоящего пункта, в облисполкомы, Минский горисполком, на территории которых они находятся, в срок, установленный в части первой настоящего пункта.

Одновременно с уточнением дополнительной потребности в трудовых ресурсах в случае изменения потребности в подготовке кадров организации совместно с учреждениями образования вносят изменения и дополнения в заключенные договоры о взаимодействии или поданные заявки на подготовку специалистов, рабочих, служащих (далее – заявки на подготовку кадров).

16. Государственные органы на основе уточненных сведений, представленных организациями, при необходимости корректируют заказ по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению и ежегодно до 1 ноября вносят его в Министерство образования.

17. Учреждения образования на основании заключенных договоров о взаимодействии или поданных заявок на подготовку кадров с учетом средних показателей отчисления студентов и учащихся за период обучения и долей выпускников, получающих право на самостоятельное трудоустройство, призываемых в Вооруженные Силы Республики Беларусь, продолжающих обучение на более высоком уровне образования (всего не более 20 процентов от планируемого приема), ежегодно формируют проекты контрольных цифр приема в учреждения высшего, среднего специального, профессионально-технического образования по формам согласно приложениям 3 и 4 и до 1 января представляют их учредителям.

18. Учредители учреждений образования по согласованию с Министерством образования ежегодно до 1 марта устанавливают учреждениям образования контрольные цифры приема на основании представленных ими проектов контрольных цифр приема с учетом прогнозных показателей приема на пятилетний период по профилям образования и уточненных сведений, за исключением случая, предусмотренного в части второй настоящего пункта, а в случае, предусмотренном в части четвертой настоящего пункта, – до 15 августа.

Учредители учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования специальностей профиля образования «Здравоохранение», по согласованию с Министерством здравоохранения и Министерством образования ежегодно до 1 марта устанавливают подчиненным учреждениям образования контрольные цифры приема на основании представленных ими проектов контрольных цифр приема с учетом прогнозных показателей приема на пятилетний период по специальностям профиля образования «Здравоохранение» и уточненных сведений.

Учредители учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, по согласованию с Министерством образования до 15 августа могут устанавливать уточненные контрольные цифры приема на отдельные специальности в дневной форме получения образования в пределах установленных ими контрольных цифр приема при наличии одновременно следующих условий:
если количество поданных заявлений на отдельные специальности меньше определяемой законодательством минимальной численности обучающихся в учебной группе;
при поступлении информации о возникновении уточненной потребности в трудовых ресурсах организаций – заказчиков кадров либо в получении профессионально-технического образования граждан из числа лиц с особенностями психофизического развития, детей-инвалидов, инвалидов I, II или III группы.

Уточненная потребность определяется на основании сведений, полученных от организаций – заказчиков кадров, об оперативно изменившейся потребности в трудовых ресурсах либо обращений в приемную комиссию лиц с особенностями психофизического развития, детей-инвалидов, инвалидов I, II или III группы, желающих поступать в учреждения образования для получения профессионально-технического образования.

Согласование учредителями с Министерством образования контрольных цифр приема в учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического образования, при их уточнении осуществляется по форме согласно приложению 6.