ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ КЛАССИФИКАТОР РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Специальности и квалификации

Область применения

Классификатор предназначен для использования во всех сферах деятельности и на всех уровнях управления в целях проведения государственной политики в области высшего, среднего специального, профессионально-технического и дополнительного образования в части прогнозирования, планирования и регулирования номенклатуры, количества квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов, качества их подготовки в соответствии с запросами сферы труда и общества.

Определения

В настоящем классификаторе применяют следующие термины с соответствующими определениями:

  • Квалификация – подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках специальности, направления специальности.
  • Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта.
  • Группа специальностей – подсистема направления образования, наименование которой определяется родственными видами профессиональной деятельности, объединяющая подмножества родственных специальностей по определенному признаку классификации на данной классификационной ступени.
  • Специальность – вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта, – подсистема группы специальностей.
  • Направление специальности – подсистема специальности, как разновидность профессиональной деятельности в рамках конкретной специальности профессионально-технического, среднего специального и первой ступени высшего образования.

Примечания

  1. Направления специальности выделяются в целях вариативной подготовки квалифицированных кадров в рамках одной специальности при небольших отличительных особенностях квалификаций, когда составить единый учебный план, отражающий разнообразие квалификаций, не представляется возможным.
  2. Наименование направления специальности среднего специального и первой ступени высшего образования указывается кратко, в скобках, после наименования данной специальности.
  3. Каждому направлению специальности среднего специального и первой ступени высшего образования может соответствовать отдельная квалификация в единой логике выделения квалификаций по направлениям. Квалификации по направлениям специальности должны быть равноценны по объему и содержанию обучения.
  4. На уровне профессионально-технического образования направления специальности вводятся только посредством кодирования для присвоения определенной квалификации.
  5. Наименования специализаций по специальностям профессионально-технического образования вводятся в графе 3 таблицы 10 для уточнения квалификаций.